А.С. Серафимович

: Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/httpd/vhosts/serafimovich.com/httpdocs/modules/chatroom/chatroom.forms.inc on line 303.

СЕРАФИМОВИЧ Александр Серафимович (псевдоним А. С. Попова) — пролетарский писатель. Родился в станице Нижне-Курмаярской. Отец, донской казак, служил военным чиновником. Поступив в Петербургский ун-т, на физ.-мат. фак-т. Попал в среду революционного студенчества, в кружке познакомился с марксизмом. За участие в революционном движении (вместе Александром Ульяновым) и в связи с покушением на Александра III был арестован и выслан в Архангельскую губернюю. В ссылке написал свой первый рассказ "На льдине" ("Русские ведомости", 1889). По окончании ссылки С. жил на Дону под надзором полиции, продолжая свою литературную деятельность.
В 1901 вышел первый сборник рассказов и очерков С., получивший положительный отзыв В. Короленко. В дальнейшем С. активно работает как литератор, участвуя в сб. "Знание", организованных М. Горьким.
Во время мировой войны Серафимович — на фронте, корреспондент "Русских ведомостей". С начала революции работает в советской прессе, пишет листовки, воззвания по заданиям Московского Совета и МК РКП. С 1918 — член ВКП(б). К 1920 относится письмо Ленина [от 21 мая] к Серафимовичу, в котором он пишет: "Ваши произведения и рассказы сестры внушили мне глубокую симпатию к Вам, и мне очень хочется сказать Вам, как нужна рабочим и всем нам Ваша работа".

В 1924 в сб. "Недра" (№ 4) был опубликован "Железный поток", произведение, выдвинувшее Серафимовича в ряды крупнейших пролетарских писателей. Он ведет большую общественную работу: был членом президиума РАПП, с 1926—1930 редактировал журнал "Октябрь" и т. д. В 1933 партия и правительство, отмечая 70-летний юбилей писателя, наградили орденом Ленина.

В ранних рассказах Серафимовича, имеющих очерковый характер [90—900-е гг.], отражены беспросветная нужда, тяжкий, непосильный труд, полное бесправие широких трудовых масс царской России — рабочих-шахтеров ("Под землей", "Маленький шахтер", "Семишкура" и др.), жел.-дор. рабочих ("Стрелочник", "Сцепщик", "На паровозе"), наборщиков ("Инвалид"), крестьян-рыбаков, плотовщиков, звероловов ("Месть", "На плотах", "В камышах", "Прогулка", "На льдине" и др.), ремесленного люда ("Епишка").

Серафимович повествует о безрадостной жизни своих героев с "истомленными лицами", с "выражением покорности" на лице, стремясь вызвать у читателя чувство сострадания к ним. Сознание, что "ничего не переделаешь, что так до гроба" ("Епишка"), пронизывает его ранние произведения. Мрачный пейзаж усиливает пессимистическую окрашенность произведений. На фоне "мертвой мглы", "мертвого простора" развивается несложное действие рассказов. Серафимович обнажает ряд противоречий капиталистического строя, показывает чудовищную эксплоатацию трудовых масс ("Месть", "В пути", "На море", "Степные люди" и т. д.). "Первые мои произведения, — говорит он себе, — носят отпечаток литературы 70-х гг. Я от семидесятников родился, их традициями был начинен, и я боялся яркости в красках". Эти народнические традиции он преодолевает в цикле рассказов, посвященных 1905, где даны уже не образы безответных, робких страдальцев, а образы борцов за свободу. Каменщики, плотники, заводские рабочие пробираются среди "кромешной тьмы" к "светящемуся огоньку" — на сходку — для того, чтобы "гаркнуть" так, чтобы "всему миру слыхать было: подымайся, ребята: буде спать" ("Среди ночи"). Революционное брожение в городе, в деревне, связь революционного крестьянства с пролетариатом отражены в ряде рассказов ("Бомбы", "На Пресне", "У обрыва", "Зарева" и т. д.). Новой тематике и идейной направленности этого цикла соответствует торжественно-приподнятый тон произведений, достигаемый ораторски-декламационными особенностями синтаксиса. Пейзаж, который носит у Серафимовича аллегорический характер, окрашивается в романтические тона: "багровое зарево", "красные закаты", "розовые отсветы" символизируют вспыхнувшую революцию.

В годы реакции Серафимович обращается к темам раннего творчества, но развертывает их разнообразнее и глубже. В рассказе "Пески" (получил высокую оценку Л. Толстого) С. разоблачает власть собственничества и денег; в рассказе "Чибис" раскрывает эксплоатацию батрачества. Это уже не бытовые зарисовки, не "акварельные наброски", по выражению Короленко, а социально-заостренные произведения, дающие реалистические образы.

От жанра бытовых очерков и маленького рассказа С. переходит к созданию большого полотна — пишет роман "Город в степи" [1907—1910]. Показывая строительство и рост капиталистического города в безлюдной, "молчаливой" степи С. реалистически обнажает противоречия капитализма, хищнически-эксплоататорскую сущность русской буржуазии ("Захарка"), разоблачает либерально-буржуазную интеллигенцию (Полынов Петя), показывает рост пролетариата (Рябов).

Основному конфликту романа, борьбе рабочего поселка с владыками капитала и его ставленниками подчинены сюжетные линии романа — типические для эксплоататорского строя личные, семейные драмы Полыновых, Короедовых, рабочего Рябова. Богатеющий трактирщик, "кряжистый ростовщик", "первый человек в поселке" — наиболее яркая фигура романа. Менее выразительно даны образы рабочих. Некоторое влияние декадентских романов, рассказов Л. Андреева чувствуется на претенциозном образе Кары и ее сына, "хилого урода" с большой головой.

Военные рассказы Серафимовича, относящиеся к периоду мировой войны "Шрапнель", "Встреча", "Сверху", "Сердце сосет" и т. д.), диссонировали со всей буржуазно-шовинистической литературой того времени. Срывая маску героизма с империалистической бойни, говоря правду о "славных подвигах" "русского христолюбивого воинства" (очерки "В Галиции"), он не освободился еще от влияния гуманизма и пацифизма. Многочисленные фельетоны, очерки и статьи, написанные Серафимовичем на фронте, представляют собой то лаконические отчеты о виденном, то организационные предложения — (см. сб. "Революция, фронт и тыл", 1917—1920). В 1918—1920 написаны С. две пьесы: "Марьяна" — из деревенского быта 1918 — и "Именины в 1919" — сатира на буржуазно-либеральную интеллигенцию.
Целый ряд очерков и фельетонов посвящены как прошлому России ("Граф Строганов и рабочий Демид", 1922; "История одной забастовки" 1924, и пр.), так и Советскому союзу ("Новая стройка", "По донским степям", 1931, о донских колхозах — и т. д.). Цикл послереволюционных рассказов и очерков связан с антирелигиозными темами ("Чудо", "Тайна святого причастия").
Органическим завершением всего предыдущего творчества писателя явилось одно из значительных произведений советской литературы — героическая эпопея "Железный поток". Созданная на основе конкретных исторических фактов (отступление Таманской армии под начальством Ковтюха из Кубани, охваченной контрреволюционным восстанием), она имеет глубокий обобщающий смысл. В ней отражен процесс превращения анархической стихийной массы крестьянской бедноты под руководством "железного командира" Кожуха в сознательную, спаянную единой целью борьбы за пролетарскую революцию боевую силу, в "железный поток". История "железного потока" — это история трудовых крестьянских масс, под руководством партии, в процессе ожесточенной классовой борьбы, осознающих общность и неразрывность своих интересов с интересами пролетариата.

Характерной особенностью сюжета эпопеи является то, что основу его составляет судьба масс в целом, а не судьбы отдельных героев. Нарастание действия достигается описанием трудностей, препятствий, преодолеваемых Таманской армией. Рисуя зрительный и звуковой образ толпы, описывая армию, то в движении, то в ожесточенном бою, то в относительно спокойной обстановке, С. создает реалистически всесторонний целостный образ массы — центральный образ эпопеи.
"Железный поток" — это только первая часть задуманной Серафимовичем большой работы под названием "Борьба".

Это лишь небольшая заметка о Серафимовиче, если Вы хотите поделиться информацией об этом писателе обращайтесь по адресу report@serafimovich.com

Погода

Яндекс.Погода